Частые вопросы

Какие штрафные санкции предусмотрены за отсутствие лицензии по отходам 1-4 классов опасности?
  В соответствии с КоАП РФ, за осуществление деятельности без лицензии возможно привлечение к ответственности по двум статьям.

Согласно п.2 ст.14.1 КоАП РФ:
  Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п.1 ст.19.20 КоАП РФ:
  Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Когда нет необходимости в получении лицензии на транспортирование отходов?
  Лицензирование деятельности на транспортирование отходов является обязательной процедурой для организаций и ИП, которые работают с отходами I-IV классов опасности.

  Если вы транспортируете отходы V класса опасности, то лицензия не требуется. Необходимо лишь получить всю документацию, которая подтвердит компонентный состав отходов и отнесение его к V классу. Отсутствие таких документов может привести к проблемам при проверках маршрута.
Какие особенности лицензирования можно выделить при получении лицензии на утилизацию автомобилей?
   В данном случае необходимо получить лицензию на несколько видов деятельности, а именно: сбор, обработка, обезвреживание отходов I-IV класса опасности.

  • Сбор – когда организация принимает, в данном случае - автотранспорт, у других лиц.
  • Обработка – производят разбор автомобилей для распределения деталей, втор.сырья и отходов не пригодных для переработки.
  • Обезвреживание – уничтожение (сжигание) отходов не пригодных для дальнейшей переработки.
   Также, необходимо отметить, что Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует отход – «отработанный автомобиль». Поэтому, при намерении юридического лица получить лицензию на утилизацию автотранспорта в перечне отходов указываются отходы, из которых состоит автомобиль. Например, тормозные колодки отработанные, отходы фильтров автомобильных, сиденья при демонтаже автотранспортных средств, подушки безопасности, утратившие потребительские свойства, бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства и т.д.

Нужна ли лицензия на транспортирование ЖБО?
   Этот вопрос возникает у многих предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют транспортирование ЖБО. Однако, ответ на этот несложный вопрос, не совсем простой.

   Поскольку ЖБО (код по ФККО 7 32 100 01 30 4 - отходы (осадки) из выгребных ям) относятся к IV классу опасности, то в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности подлежит лицензированию.

   При этом, согласно позиции Минприроды России изложенной в письме от 13.07.2015 №12-59/16226, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.


   В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

   Таким образом, можно сделать вывод, что если у предпринимателя, который осуществляет вывоз ЖБО, есть договор с горводоканалом, то лицензия ему не нужна. Содержимое ассенизатора является сточными водами.

   Если же предприниматель сливает ЖБО на полигон, то в этом случае требуется получить лицензию. То есть в данном случае содержимое его бочки становится жидкими бытовыми отходами.

   С юридической точки зрения такой документ как разъяснительное письмо, которым и является Письмо Минприроды от 13.07.2015 № 12-59/16226, не имеет юридической силы. Это лишь мнение, толкование норм законодательства.


   Официальную, юридическую силу имеет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Водный кодекс РФ, различные Постановления Правительства РФ, приказы того же Минприроды и так далее. Если же буквально прочесть Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то лицензия на вывоз ЖБО - нужна. Этот вывод также подтверждается судебной практикой.

При работе с ломом черных и цветных металлов нужно ли получать лицензию на отходы? 
   Согласно природоохранному законодательству, отходы черных и цветных металлов представляют собой отходы производства и потребления (тип 4 60 000 00 00 0 в ФККО).

   В соответствии с определением, данным ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

   Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению установлены положениями ст.13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и регулируются Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370 и от 11.05.2001 № 369, соответственно).

   Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым видам деятельности относятся:
  • пп.30 п.1 ст.12 — деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • пп.34 п.1 ст.12 — заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
   В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» вопрос соотношения этих видов деятельности не раскрывается. В нем лишь содержится статья 13.1, которая говорит о требованиях при обращении с ломом и отходами металлов. 

   Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, слово «отходы» уже не упоминает. Речь в нем идет только о ломе черных и цветных металлов.

   Между тем, деятельность по обращению с ломом и отходами металлов часто подпадает под законодательство об обращении с отходами. Дело в том, что законодательство об обращении с ломом металлов не говорит ничего про транспортирование лома, про обработку (очистку) лома от разных загрязнений и т.п.

   Исторически так сложилось, что организации осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов никогда не отождествляли себя с операторами отходов, т.к. лом черных и цветных металлов – это вторичное сырье.

   При этом, например, части вертолета или автомобиля – это отход. А лом - это сырье, полученное в результате утилизации или обработки металлических частей вертолета или автомобиля, утратившие свои потребительские свойства. Однако, в документации ломовиков поступающее на завод сырье – металлолом, т.е. уже утилизированные или обработанные отходы.

   В данном случае происходит подмена понятий: закупаются отходы, а работы с ними ведутся как с ломом.

   Поэтому, в ряде случаев организациям, занимающимся ломом черных и цветных металлов необходима не одна, а две лицензии — лицензия и на лом и лицензия на отходы. 

Необходима ли лицензия для медицинских отходов? 
   Правительство РФ утвердило критерии разделения медотходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

   Согласно классификации, закрепленной в Постановлении Правительства от 04.07.2012 № 681, медотходы делят на пять классов – «А», «Б», «В», «Г», «Д».

   Согласно правовым нормам, перевозка, размещение, сбор и другие виды работ, связанные с утилизацией медицинского мусора категорий опасности «А», «Б», «В», не подлежат лицензированию.
   Но для обращения с токсичными отходами класса «Г», которые могут относиться к отходам I-IV классам опасности, получение лицензии необходимо.
   К отходам класса «Г» относятся:
  • лекарственные препараты с истекшим сроком годности;
  • остатки лекарств, пустые флаконы или ампулы
  • лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию
  • ртутьсодержащие предметы (термометрылюминесцентные лампы), приборы и оборудование.
  • отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
   Также, согласно «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. В соответствии с определением Закона N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.
   Учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», кроме обеззараживания физическими методами и последующего видоизменения, законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских отходов, являются отходами производства. Их обращение регулируется Законом N 89-ФЗ.
   В соответствии с ФККО для данного типа отходов существуют отдельные группы: "Отходы при обезвреживании биологических отходов в смеси с другими отходами" (код 7 47 810 00 00 0); "Отходы при обезвреживании медицинских отходов" (код 7 47 840 00 00 0).

Кто выдает лицензию на работу с отходами производства и потребления?
   Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор и его территориальные органы.

  В соответствии с пунктами 7-10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", утв. приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585, разграничены полномочия по лицензированию в области обращения с отходами между центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами.

  Виды работ, лицензирование которых относится к полномочиям центрального аппарата Росприроднадзора:
  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов I - II классов опасности;
  • размещение отходов I - IV класса опасности;
  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов III - IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.
  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов III - IV классов опасности, если такую деятельность планируется осуществлять одновременно с видами работ указанными выше.

  Виды работ, лицензирование которых относится к полномочиям тер.органов Росприроднадзора:
  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов III - IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия
Список требуемых документов для лицензии
     Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам I-IV класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления;
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Технологический регламент на продукцию, сырье;
  7. Положительное заключение государственной экологической экспертизы (для утилизации, обезвреживания, размещения отходов)
  8. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  9. Для водителей – обязательный медицинский осмотр (договоры на медицинский осмотр и его последние результаты), инструктаж
  10. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  11. Копии трудовых договоров персонала допущенного к обращению с отходами;
  12. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и транспорта;
  13. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
  14. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  15. Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
  16. Паспорта отходов I-IV классов опасности;
  17. Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
  18. Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д (при обезвреживании и размещении отходов).
  19. Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
  20. Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
  21. Ситуационный план расположения площадки
  22. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов
  23. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
     Кроме того могут выдвигаться дополнительные требования.
Размер государственной пошлины за выдачу лицензии
  Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2021 предоставление лицензии на бланках прекращено. Фактом предоставления/переоформления лицензии является внесение соответствующей записи в реестр лицензий.

  Перед подачей заявления о предоставлении/переоформлении лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2021 год размер пошлины составляет:
  • за предоставление лицензии (лицензиату направляется уведомление о предоставлении лицензии) = 7500 рублей;
  • за переоформление лицензии в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности = 3500 рублей;
  • за переоформление лицензии (в др. случаях) = 750 рублей;
  • предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе = 3000 рублей.
Оставьте свой номер телефона и мы с вами свяжемся!
Или вы можете позвонить нам сами:
+7 383 380 19 94
Нажав кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Не нашли ответ?
Оставьте свой номер телефона и Вам ответят на вопросы, которые у вас остались.

Нажав кнопку, вы соглашаетесь с нашей

Политикой конфиденциальности.