Согласно природоохранному законодательству, отходы черных и цветных металлов представляют собой отходы производства и потребления (тип 4 60 000 00 00 0 в
ФККО).
В соответствии с определением, данным ст.1
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению установлены положениями ст.13.1
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и регулируются Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (утверждены постановлениями
Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370 и от 11.05.2001 № 369, соответственно).
Согласно
Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым видам деятельности относятся:
- пп.30 п.1 ст.12 — деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
- пп.34 п.1 ст.12 — заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» вопрос соотношения этих видов деятельности не раскрывается. В нем лишь содержится статья 13.1, которая говорит о требованиях при обращении с ломом и отходами металлов.
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1287, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, слово «отходы» уже не упоминает. Речь в нем идет только о ломе черных и цветных металлов.
Между тем, деятельность по обращению с ломом и отходами металлов часто подпадает под законодательство об обращении с отходами. Дело в том, что законодательство об обращении с ломом металлов не говорит ничего про транспортирование лома, про обработку (очистку) лома от разных загрязнений и т.п.
Исторически так сложилось, что организации осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов никогда не отождествляли себя с операторами отходов, т.к. лом черных и цветных металлов – это вторичное сырье.
При этом, например, части вертолета или автомобиля – это отход. А лом - это сырье, полученное в результате утилизации или обработки металлических частей вертолета или автомобиля, утратившие свои потребительские свойства. Однако, в документации ломовиков поступающее на завод сырье – металлолом, т.е. уже утилизированные или обработанные отходы.
В данном случае происходит подмена понятий: закупаются отходы, а работы с ними ведутся как с ломом.
Поэтому, в ряде случаев организациям, занимающимся ломом черных и цветных металлов необходима не одна, а две лицензии — лицензия и на лом и лицензия на отходы.